Участники:
Александр Еремин, Алексей Овсеенко, Станислав Панов, Алексей Панов, Дмитрий Колпаков и присоединившиеся чуть позже Юрий Синицкий, Валера Пискунов, Виктор и Александр Смирновы и Ростислав ...Маршрут:
Иваново - Выборг - Хельсинки - Гриллефьорд - Анденес - Москинес - Будё - Тронхейм - Кристиансунн - Алесунд - Гейрангер-фьорд - в.Галлхепигген - р.Шуа - Берген - Осло - Стокгольм - Турку - Выборг - Санкт-Петербунг - ИвановоДень 1-2. 6-7 июля
Выезд из Иванова запланирован на 12-00. Встречаемся все на стоянке у Стаса в 11 утра, распиваем провожальную бутылочку шампанского, утрамбовываем себя и вещи в нашу чудо-машину и едем.
Ярославль – Череповец – Вологда – и уходим на Питер и Выборг. К сожалению, не доезжая до Питера, мы увидели знак “Выборг – там” и повернули “туда”. Дорога оказалась... хм... через несколько километров дороги просто не оказалось. Вот как в 42м немцы разбомбили эту дорогу, так наши ее в таком состоянии и оставили. Наша бедненькая машинка стонала и скрипела. Времени мы потеряли уйму, ведь по этой “трассе” нам пришлось проехать 200 километров.
В результате всех перипетий мы оказались на таможне только в 7 утра, а не в 5, как планировали. Потом мы долго бегали, заполняя декларации. В последствии выяснилось, что зря бегали, потому что декларация нужна только водителю (а за рулем у нас сидел Стас) и как раз только Стас заполнил свою декларацию неправильно и ее пришлось быстро-быстро переделывать. Нас очень волновало, пропустят ли нас через границу с таким (!) запасом спиртного. У нас даже была приготовлена легенда, что все эти канистры со спиртом – на самом деле топливо для нашей горелки. Мы даже залили немножко спирта в горелку, чтобы “если что”, продемонстрировать пограничникам, что это действительно для горелки. Но все обошлось. Увидев наши рюкзаки и катамараны, нас даже не стали проверять, а отпустили с миром. И вот - мы уже мчимся по дороге в Хельсинки.
По пути останавливаемся перекусить. У них там сделаны замечательные места для отдыха водителей. Идет ответвление от дороги, а через 200 метров – прекрасно оборудованная стоянка (столик, навес, мусорницы). Причем все это не на самой трассе, а в небольшом лесочке. Вот в одном из таких островков отдыха мы перекусываем, отмечаем фронтовыми 100 гр переход через границу и за руль садится Дима. Едем дальше.
Перед самым городом умудряемся свернуть не туда. В результате теряем полчаса, чтобы выбраться обратно. К сожалению, у нас нет карты Хельсинки, поэтому первым делом, въехав в город, крадемся еле-еле, ища книжный магазин с картами. Проехав с полчаса, мы уже начинаем волноваться, как бы нам не проскочить весь город насквозь. Останавливаемся и выходим из машины. Нужно осмотреться и подумать, что делать дальше. Чисто случайно в двух шагах от нас мы видим книжный магазин, где за 10 евро мы покупаем подробнейшую карту города. Дальше – дело техники. Адрес гостиницы, где у нас был забронирован номер, нам известен. Название улицы, на которой мы остановились, мы нашли на табличке неподалеку. Проводим прямую линию – и вот уже через 15 минут мы у ворот нашей гостиницы.
Показываю девушке на ресепшене нашу бронь, заполняю анкеты и получаю три ключа от трех наших номеров (108 евро за ночь за все три номера). Живем на 7 этаже. Два наших номера совмещены общим коридором. Даже есть маленькая общая кухонька с микроволновкой и холодильником. Принимаем душ и идем осматривать окрестности. К сожалению, начинается дождь, и мы решаем идти гулять не пешком, а поехать на машине. Леха, как единственно не пьющий, садится за руль и, руководимый Сашей, везет нас куда-то.
Саша, как самый опытный турист, руководствуясь картой и своим списком Хельсинских достопримечательностей, ведет нас твердой рукой сначала к какому-то собору, где я купил пару сувениров для родственников, а потом – на причал, где мы должны были увидеть остров, на котором стоит какая-то всемирно известная крепость. Но остров мы не увидели в тумане, зато увидели рынок на этом самом причале. Рынок – тоже неплохо, - говорит Саша и ведет нас к прилавку, где торгуют жареной муйкой. В принципе, вкусно. Рыбка, конечно, мелковатая, но вкусная. После перекуса, обильно поливаемые дождем, мы едем дальше по списку достопримечательностей. Но следующая наша цель (какой-то музей чего-то там) оказывается закрытой по причине уже позднего для музеев времени. Удовлетворенные выполненным планом, мы возвращаемся в гостиницу.
Саша, Стас и Дима сразу же ложаться спать (17 вечера!). А мы с Лехой, выпив чаю, идем бродить по вечернему городу. Тем более, что дождик уже прекратился, и вовсю светит вечернее солнышко. Магазины уже закрыты. Работают только пивнушки. Но у меня жутко болит горло и я не рискую пить холодные напитки. Очень многие бары выставляют на улицу столики, где сидят местные и пьют пиво. Причем, что любопытно, что контингент, пьющий пиво – либо старики-алкаголики, либо бритоголовая молодежь. Надо сказать, что бродить в сумерках под их взглядами довольно неуютно.
Еще через полчаса бесцельного блуждания по городу мы свернули к нашей гостинице. Но еще через полчаса мы поняли, что заблудились. А уже темнело. Мы специально не взяли карту, чтобы проверить, сможем ли мы заблудиться в незнакомом городе или нет. Но я на всякий случай захватил визитку нашей гостиницы, где был обозначен ее адрес и название. Так что ситуацию назвать безнадежной было нельзя. Зайдя в ближайшее кафе, я спросил у бармена, как нам пройти к нашей гостинице. Он сразу же развил бурную деятельность. Достал кучу справочников и карт. Пытался вспомнить, какой маршрут трамвая ходит в нужные нам края. И так далее и тому подобное. Все наши попытки объяснить, что трамвай нам не нужен, что нам нужно только направление движения, ни к чему не приводили. Бармен упорно пытался раскопать маршруты автобусов и трамваев. На наше счастье его помощницей оказалась русскоговорящая девушка, которая, узнав, что мы – русские туристы, быстро сориентировалась в ситуации и показала нам направление движения. Мы выпили по чашечке кофе, поблагодарили хозяина и девушку и пошли домой. Уже через 20 минут мы стояли на пороге нашего номера. Попили чай и легли спать. Завтра намечается ранний подъем. Нам нужно проехать 700 километров, чтобы хоть как-то уложиться в Сашин план маршрута.
8 июля. День 3
Встали в 7 утра по Москве, быстренько попили чаю с бутербродами и двинулись в путь. С самого утра моросит дождик. На улице прохладно. Мы удобно расположились в машине и благополучно продремали все утро, пока Стас вел машину.
Ближе к часу дня решили вставать на обед. У нас с собой мультитопливная горелка, но нет ни газу, ни бензина. Попробовали слить солярку из машины, но ничего не получилось. Пришлось заливать спирт. Стас рыдал, когда я заливал спирт в горелку, говоря, что такими темпами мы вообще останемся без спиртного. Но я недрогнувшей рукой перелил 0.5 литра из большой бутили в горелку и начал готовить обед. Спирт горит на порядок хуже бензина, но, несмотря на это, за полчаса мы вскипятили супчик и первый раз за долгое время поели горяченького. А вот чаю попить не удалось. Время уже поджимало, ибо нам еще предстояло проехать около 300 километров. У нас в планах на сегодня добраться до деревни Санта Клауса, переночевать где-нибудь неподалеку, утром сбегать к этому самому Санта Клаусу на поклон и мчаться дальше.
Дорога прошла незаметно, и вот, ближе к вечеру, мы нашли небольшой кемпинг (совсем рядом с деревней Санты), где за 30 евро (2 палатки + 5 человек + машина) остановились на ночь. Кемпинг отличный: есть горячий душ, сауна и оборудованная кухня (с электрической плиткой). Поставили палатки и пошли готовить настоящий туристический ужин – макароны с тушенкой.
На улице довольно прохладно (10-15 градусов, не больше), хорошо, что дождя нет. Ложимся спать, ибо завтра нам нужно проехать много-много, чтобы хоть как-то уложиться в Сашин маршрут. Правда, Саша обещает, что после встречи с нашими одесскими друзьями, мы будем передвигаться медленно и печально.
Укладываясь спать, я обнаружил, что Саня К., будучи перед самым моим отъездом у меня дома, засунул мне в спальник 800-страничный томик Чехова. Несильно ругнувшись, я даже порадовался, что мне будет что почитать по вечерам. Тем более, что мне же этот груз не на себе нести! Эх, не знал я, что через четыре года, Саня повторит свою шутку уже в более суровой обстановке...
9 июля. День 4
Меня разбудил дикий крик Саши: “Подъем!”. Сам он встал в 6 утра, приготовил завтрак и вот теперь торопил нас в дорогу. Мы быстренько встали, позавтракали молочной кашкой, собрали вещи и сели в машину. Погода мезкая. Накрапывает дождик. Холодно. А ночью меня всего искусали комары, потому что кто-то (я жил в палатке с Сашей) не плотно закрыл вход.
Наша сегодняшняя главная цель – посещение цитадели Санта Клауса. Проезжая через небольшой городок, мы зашли в банк в надежде поменять наши свободно конвертируемые российские рубли на норвежские кроны (завтра мы уже должны быть в Норвегии и хотели заранее запастись норвежской валютой). Но рубли, что странно, были тут не в ходу. А вот евро с удовольствием взяли и поменяли наши 500 евро на 3800 норвежских крон.
Обрадованные успехом, мы зашли в ближайший супермаркет и купили пластиковый походный столик (10 евро), булку хлеба (1.75 евро) и бутылку кофейного ликера (5 евро). Вообще, хлеб здесь стоит очень дорого. Но только свежий. Вчерашний хлеб стоит вдвое дешевле, а позавчерашний – вчетверо дешевле. Ходят слухи, что трехдневный хлеб вообще раздают даром (но за все время поездки мы так и не встретили хлеб старше одного дня).
Не сильно надеясь на карту, мы спросили у местного жителя, как добраться до Санта Клауса. Нам показали направление и мы поехали. И, конечно же, сразу заблудились. Пришлось опять брать языка. На этот раз нам повезло. Нам не только рассказали, куда ехать, но и дали подробную карту со стрелочками в направлении деревни Санта Клауса. Карта помогла. Уже через полчаса мы подъехали к нужному нам месту. Вообще, нам хотелось погулять по парку (Саша вычитал где-то в интернете, что там есть Парк Санта Клауса), но оказалось, что за вход нужно платить 20 евро с человека. А вот площадь с сувенирными магазинчиками была открыта для всех желающих. И мы решили, что в парк не пойдем, а хватит с нас и магазинчиков. Кроме магазинчиков, на площади располагалась еще одна достопримечательность – линия полярного круга, нарисованная прямо на асфальте с многочисленными надписями о том, как это круто – стоять на полярном круге. Мы закупились сувенирами, пофотографировались у полярного круга и поехали дальше.
Через некоторое время у нас пробило колесо и мы встали на ремонт и перекус. Колесо поменяли быстро, благо запаска у нас была, а вот с перекусом так быстро не получилось: сначала оказалось, что рядом нет воды; потом воду мы нашли в каком-то болоте, но к этому времени перестала работать одна из двух наших горелок. Пока мы разбирали и чинили сломавшуюся горелку (правда, к счастью, оказалось, что она просто засорилась), прошло довольно много времени и мы решили ограничиться жиденьким супчиком, который к тому времени (слава богу!) успел приготовиться.
Наскоро перекусив, мы решили, что поскольку у нас больше не осталось запасок, нужно срочно найти автосервис и починить пробитое колесо. Мы заехали в ближайший кемпинг, и я пошел узнавать, где тут ближайший шиномонтаж. Вы знаете, как по-английски “шиномонтаж”? Вот и я тоже – не знал. Хорошо, что найденный мною фин, хозяин кемпинга, тоже не говорил по-английски, и мне не пришлось позориться своими слабыми познаниями в иностранных языках. Плохо, что проблему все равно надо было решать. И хорошо, что этот фин догадался позвонить какому-то своему приятелю, который по-английски говорил. Этому приятелю я попытался по телефону объяснить нашу проблему поиска автосервиса, активно употребляя слова “колесо” и “дыра”. Как ни странно, меня поняли и передали хозяину кемпинга (уже по-фински), что мне нужно. Дальше было проще. Мне показали на карте, где находится ближайший автосервис. Это оказался город, в котором мы меняли евро на норвежские кроны. В 150 километрах назад по дороге.
Назад ехать не хотелось. Логически поразмыслив, мы решили, что не бывает городов без автосервисов. А раз так, то нужно ехать вперед. Наверняка, в ближайшем же городке, найдется что-нибудь или кто-нибудь, кто нам поможет с колесом. Обрадованные такой безупречной логикой, мы помчались вперед и уже через 100 метров встретили какого-то дорожного рабочего, который тоже, конечно же, абсолютно не говорил по-английски. Но объяснив ему жестами, что нам нужен шиномонтаж, мы узнали, что через 100 километров будет небольшой городок, где есть автомастерская.
Едем. Въезжаем в заветный городок и находим автосервис. Но он закрыт, ибо уже поздно. Поскольку проблема починки колеса моим друзьям кажется более важной, нежели поиск места для ужина и ночлега, я иду в ближайшее кафе, выяснять что и к чему. В кафе, конечно же (а кто бы сомневался!), никто не говорит по-английски. К счастью, на улице натыкаюсь на каких-то рокеров, которые меня понимают. Выясняю, что в двух километрах отсюда есть еще один шиномонтаж и, возможно, он еще открыт. Мчимся туда. Ура, действительно, шиномонтаж есть и работает. За 7 евро нам заклеивают дырку на нашем колесе. А еще за 20 евро мы покупаем набор “Юный шиномонтажник”, который представляет из себя два небольших ломика (оказывается, что и клей, и резина у нас есть, не было только инструмента для снятия шины с колеса). Дальше уже едем со спокойной совестью.
Завтра у нас в 19 вечера паром Gryllefjord – Andenes, где мы потом встречаемся с одесситами. А до Gryllefjord нам еще ехать и ехать. Поэтому сегодня пытаемся проехать как можно больше, чтобы завтра не так торопиться. Но вскоре темнеет и, кажется, пора вставать на ночлег. Но как назло, никаких кемпингов поблизости. Зато вдалеке уже видны заснеженные вершины Норвегии. Неспешно льет холодный дождик, под которым совершенно не хочется вставать лагерем в близлежащем лесу. Да и не лес это вовсе, а какая-то тундра.
В машине стоит ругань. Стас кричит, что нужно вставать в любом удобном месте. Саше хочется доехать хоть до какого-нибудь кемпинга, ибо ставить палатку в болоте он не намерен. Мы с Димой и Лехой сохраняем нейтралитет. Но действительно, хочется в теплый домик, а не в палатку на болоте. К 10 вечера мы доезжаем до какого-то кемпинга (до Норвегии остается каких-то 10 километров!). Стучим в ближайший домик. На стук выходит какая-то бабушка, которая, конечно же (вы уже догадались), совершенно не говорит по-английски. Но несмотря на языковые трудности, мы выясняем, что за 100 евро она сдаст нам домик, который виднеется в 100 метрах вверх по склону. Не долго думая, берем этого кота в мешке (хрен знает, что там за домик и что там внутри), ибо очень хочется уже определиться с местом для ночлега.
Домик оказался чудом на краю Финляндии. Двухэтажный. С горячим душем и сауной. Два туалета. Гостинная с камином. Кухня. 7 спальных мест: две двухместные комнаты на первом этаже и одно- и двухместная комнаты на втором этаже. Ура. Ужинаем, нежимся в горячем душе и идем спать. Завтра еще один длинный маршрут, который совершенно необходимо преодолеть, чтобы хоть как-то вписаться в Сашин план.
10 июля. День 5
Вчера мы долго пытались включить сауну. Уж очень хотелось перед сном посидеть и прогреть свои промезшие насквозь косточки. Но у нас ничего не получилось. Ни один включатель-переключатель не работал. Мы плюнули и легли спать. А сегодня утром выяснилось, что мы все-таки смогли ее включить и за ночь она прогрелась до 100 градусов. Пришлось ее срочно выключать и сожалеть, что факт включения не был обнаружен вчера вечером.
Сегодня у нас в планах доехать до Gryllefjord, оттуда перебраться паромом в Andenes, где у нас предполагалась встреча с нашими друзьями из Одессы. Как обычно, мы немного заблудились, но доехали без особых приключений. На каком-то перевале даже встретили кучку сувенирных магазинчиков, где Саша купил себе оленью шкуру за 500 крон (~70 евро). Кстати, очень любопытно, что несмотря на безлюдную местность вокруг этого оазиса магазинчиков, там принимали кредитные карточки.
В ожидании парома мы позавтракали на причале, усевшись за один из многочисленных столиков, стоявших там. Саша купил козьего сыра, который пах как вареная сгущенка и выглядел как вареная сгущенка, хотя по вкусу от нее отличался и по твердости напоминал колбасный сыр. Еще мы купили клубничный джем и позавчерашний хлеб (4.5 крон – 0.6 евро, свежий хлеб, кстати, здесь стоил 20 крон – 2.6 евро). Саша учил всех исконно норвежскому блюду – козьему сыру с джемом. Мне понравилось, а остальные - плевались и обзывали норвержский деликатес нехорошими словами.
Вскоре подошел наш паром, мы загрузились и поехали. Ехали около 2 часов. Сразу после прибытия, по совету Саши, мы купили билеты на завтрашнее китовое сафари (3975 крон за пятерых, ~520 евро). И только после этого пошли искать место для ночлега. Поставить палатку в кемпинге стоит 150 крон (20 евро), плюс по 10 крон за каждого человека. Дороговато для бедных русских туристов. Но в местном информационном офисе для туристов нам сказали, что оказывается в Норвегии можно ставить палатки где угодно абсолютно бесплатно. Мы отъехали от городка подальше в горы, нашли удобное место и поставили лагерь. Саша и Стас поехали искать питьевую воду, а мы с Димой и Лехой остались чистить картошку и готовить лагерь к встрече с одесситами.
В половине одиннадцатого вечера подъехали наши друзья и веселье началось. Несмотря на непрекращающийся дождик, мы отмечали встречу до двух ночи (хорошо, что ночи тут белые - смеркается, но сильно не темнеет). Но вскоре решили ложиться спать, ибо завтра в 9 утра нам нужно быть на китовом сафари.
11 июля. День 6
Утро было недобрым. Чрезмерное возлияние сказалось головной болью. Но в 7 утра все равно пришлось вставать. Принял таблетку, стремительно позавтракал, принял еще таблеточку, собрал палатку (после сафари мы планировали двигаться по маршруту дальше), выпил еще маленькую таблеточку и поехал на сафари.
Перед сафари нам провели экскурсию по музею. Экскурсия была на английском языке. Поэтому я стоял рядом с экскурсоводом и ловил знакомые слова. А остальные разбрелись по музею, самостоятельно разбираясь в представленных экспонатах. Нам рассказали, что в местных водах обитает множество кашалотов. Зимой в залив заплывают касатки, но это только зимой. А в настоящее время мы сможем увидеть только кашалотов, правда трех разных видов (и в чем это они разные? хрен знает...)
Все (человек 50) загрузились на маленький теплоходик и мы поплыли искать крупную рыбу (да, я знаю, что это не рыба, но мне сложно смириться с тем, что кто-то выглядит как рыба, пахнет как рыба и на вкус как рыба, но рыбой не является. Не правильно это как-то. Пусть в этом рассказе будет, что мы плывем посмотреть на больших рыбок :)). Итак, уже через час мы подплыли к месту обитания кашалотов и стали их высматривать. Скоро мы обнаружили маленького кашалотика неподалеку от нашего корабля. Наша сборная команда ивановцев и одесситов заняла выгодную позицию на носу и наблюдала за шоу из первых рядов. Корабль медленно приближался к большой рыбине держа скорость такой, чтобы постоянно находиться в 100-200 метров от нее. Наконец, кашалот не выдержал и нырнул. Вообще, именно этого от него и ждали. Потому что рассматривать плоскую черную спину в черной воде не очень интересно. Ключевой момент наблюдения за кашалотом заключается в лицезрении громадного хвоста, который вздымается над водой в момент ныряния кашалота и потом грациозно уходит под воду вместе со своим хозяином.
И вот мы наблюдаем этот самый ключевой момент кашалотного сафари – большая рыбина, преодолевая сопротивление воды, запихивает свою несуразную головенку в толщу воды и, отчаянно молотя своими плавничками, пытается нырнуть поглубже, чтобы уйти от назойливых наблюдателей. Кашалот медленно выгибается, хвост поднимается вверх и вся эта конструкция медленно опускается на глубину. Мы поймали и заставили нырнуть еще двух кашалотиков, после чего поплыли обратно. Все путешествие заняло у нас около трех часов.
Выгрузившись на берег, мы, даже не попив чаю, двинулись дальше – ведь нам нужно было до наступления сумерек добраться до кемпинга, где у одесситов был забронирован домик. Проехав около 100 километров, мы достигли этого самого кемпинга. Домик, который был забронирован нашими друзьями, стоил 1200 крон в сутки (~160 евро). Нам это было дороговато. Но и отрываться от друзей тоже не хотелось. Поэтому мы поставили палатку в этом же самом кемпинге, рядом с домиком наших друзей. Две палатки (на пятерых) обошлись нам в 600 крон (80 евро).
Перед сном мы прогулялись по городку, на краю которого и находился наш кемпинг. Хотелось чего-нибудь перекусить и попить пива. Но цены ужасали. Ограничились хот-догом за 25 крон (3 евро) и кружечкой разливного пива за 54 кроны (7 евро).
12 июля. День 7
Сегодня у нас в планах попробовать морскую рыбалку. Море рядом, рыба плещется, и хочется ее поймать. Но не совсем понятно, как это сделать. Нужно же где-то найти лодку и попросить местных показать нам, как ловить рыбку. Решаем зайти в первый же туристический офис и там узнать что и почем (в каждом более или менее значимом городе есть так называемые tourist information или, как мы их называли, туристические офисы, где можно узнать любую интересующую информацию и купить (или даже взять бесплатно) карты и информационные брошюрки). В ближайшем городке находим этот самый туристический офис и узнаем, что в трех ближайших городках на выбор есть такая услуга для туристов как морская рыбалка. Путем недолгого спора, мы решаем, в какой из городов поедем. Выбор падает на городок, в котором кроме морской рыбалки предлагают еще и озерную.
Совершаем марш-бросок на машинах до нужного нам населенного пункта и идем по указанному адресу, где выясняется, что у нас остался только один единственный шанс попасть на морскую рыбалку на этой неделе. Это сегодня. Отплывать нужно через 1.5 часа. Стоит 350 крон (~45 евро). Все судорожно вытаскивают свои бумажники, расплачиваются и бегут погружаться на лодку. На берегу остаемся только мы с Лехой, ибо не горели желанием за бешенные деньги ловить мокрую рыбу в соленой воде. Перед отплытием на рыбалку, пытаемся снять домик в ближайшем кемпинге, но все места оказываются заняты. Хорошо, что у нас есть палатки. Отъезжаем на 5 километров от города и встаем в живописном месте не вершине небольшого холма. К сожалению, далековато от воды, но зато – красиво. Ребята бросают нас с Лехой ставить лагерь и убегают на свою рыбалку.
Пока мужики ходили на рыбалку, мы не только поставили лагерь и наносили воды, но и сходили на мини-восхождение на близлежащий холм. Точнее, это был не совсем холм, а маленькая гора, со снежной шапкой ледника. Мы даже умудрились заблудиться в кустах, бурно растущих у подножья горы, и запоролись на какие-то вертикальные стены. Но потом сориентировались и вышли к леднику, что и было нашим желанным финальным аккордом. Спустившись, мы побрели к лагерю. И только мы подошли к палаткам, как появились наши рыбаки. Их улов был не особо велик, но имеющихся рыбин с лихвой хватало, чтобы накормить всю нашу ораву. Итак, они поймали: треску (1 шт.), сайду (7 шт.), люру (5 шт.). А еще Валера поймал какую-то красненькую рыбку, которую местный рыбак обозвал redfish и сказал, что она ядовитая. Поэтому Валера ее выкинул обратно в море. Итого получилось где-то килограм 10 общего веса. Плюс ко всему у нас были куплены заранее две замороженные форели, которые к этому времени успели не только разморозиться, но и помыться и почиститься, благодаря нашим с Лехой усилиям.
Рыбаки, как истинные рыбаки, сразу пошли чистить свой улов. Я взял на себя роль повара и занялся жаркой рыбы. Валера вызвался варить уху. Все вокруг были заняты только рыбой. Пока процесс кипел, я расспросил Сашу об этой рыбалке.
Небольшой катер на 12 человек туристов. С группой едет местный рыбак, играющий роль гида. На катере 8 лебедок для ловли рыбы. На каждом тросе груз и несколько крючков. Трос опускается в море на 60-70 метров. Дальше нужно совершить несколько судорожных подергиваний с целью зацепления как можно больше рыбы. По ощущениям невозможно определить, зацепилось хоть что-то или нет. Но дальнейший план действий предусматривает вытаскивание троса и осмотр крючков на предмет нахождения на них рыбы. Презрев столь неблагородный вид рыбалки, Саша с Валерой достали свои, заранее приготовленные спининги. И ловили не хуже остальных. Правда, Витя на лебедку смог поймать самую большую треску (1.15 метра).
Перечистив, пережарив и переварив всю рыбу, мы устроили себе праздник живота. Погода отличная, рыба вкусная. День удался.
13 июля. День 8
Сегодня удалось поспать подольше. Встали в 7-30, а не в 6-00, как обычно. Неспеша позавтракали, собрали вещи и поехали. В планах у нас было добраться до южной части Лофотенских островов, встать где-нибудь лагерем и сбегать радиалку на вершину Higravstinden (1146 метров).
Приехав к парому Moskenes – Bod? и пораспрашивав местных, мы выяснили, что существует два парома к нужному нам месту: быстрый (3.5 часа) и медленный (7.5 часов). Но прелесть медленного в том, что он медленно и печально проходит мимо двух замечательнейших островков, густонаселенных множеством птиц (так называемый “птичий базар”). Поскольку у нас было в запасе время, мы решили плыть длинным путем и полюбоваться на местную природу. В местном туристическом офисе нам сказали, что “длинный” паром ходит только раз в день, в 8-15 утра и билеты нужно бронировать. По телефону (ага, на норвежском). Но можно и через интернет. Хорошо, что рядом находилось интернет-кафе (30 крон, ~4 евро, в час) и мы смогли выйти в интернет. Плохо, что все места оказались забронированы. Но критически поразмыслив, мы решили, что наверняка какая-то часть мест должна быть недоступна для бронирования, чтобы вот такие как мы могли бы купить билет в момент отправления парома. Решили переночевать где-нибудь неподалеку, чтобы завтра встать пораньше и занять очередь в кассу.
Нам удалось у местного рыбака снять его домик, который стоит на сваях над самой водой. На местном наречии такой домик называется “рорбу”. Взяли с нас 700 крон за десятерых (~90 евро). Только заселились и начался дождик. Жаль, а мы хотели прогуляться в ближайшие горы. Пришлось заниматься ничегонеделанием. Пообедали, съездили в город за пивом (20 крон за банку 0.5, ~2.5 евро). Одеситы купили кусок кашалота и чаячьи (точнее, бакланьи) яйца (раза в два крупнее куриных, темно-зеленые в черную крапинку). Жареный кашалот по вкусу очень напоминал обычную говяжью печенку. А яйца по вкусу не отличались от куриных. Но все равно – экзотика. Потом все разбрелись, кто куда. Кто спал, кто читал, кто играл в преферанс. День прошел незаметно.
Под вечер на пирсе стали скапливаться машины и становиться в очередь. Завтра утром идет два парома: в 6 утра и в 8-15 наш. Надо как-то попытаться встать в первую очередь последним, чтобы во второй очереди оказаться первым. Приняв столь интеллектуальное решение мы ложимся спать.
14 июля. День 9
Сегодня все вскочили с первыми лучами солнца. Цель одна – занять очередь. Мы удачно подкатили наши машины поближе к пирсу и замерли в предвкушении поездки на пароме. Через некоторое время к нам подошла девушка и продала нам билеты на паром (1137 крон (~150 евро) за пятерых плюс машина). Как ни странно, но билеты на “длинный” и “короткий” маршруты стоят одинаково. И вот, наконец, подходит наш паром. Мы заводим двигатель и по требованию служащего, проверившего наши билеты, проезжаем на соседнюю полосу и там встаем. Через 10 минут паром уходит. А мы так и остаемся ждать, когда же будет можно проехать на посадку. Вид уплывающего парома наводит нас на мысль, что служащий ошибся и указал нам место ожидания “короткого” парома.
Еще минут 10 мы ругались, но делать нечего – надо ехать на следующем пароме, который отходит в 10 утра. Сидим, ждем. Время уже 9. Как-то сразу начала портиться погода. А потом к нам подошел служащий, проверил наши билеты, выслушал грустную историю о нашей попытке уехать в 6 утра и сказал, что на следующий паром мы никак не попадаем, потому что в результате всех этих передвижений по полосам, мы оказались в самом конце очереди и мест на десятичасовом пароме уже не осталось. Мы слегка расстроились. Но служащий уверил нас, что мы, возможно, попадем на другой паром, который отходит в 14 дня. “Возможно” нас не совсем устраивало, но вариантов все равно не было.
Мы дождались 10 часов, посмотрели на подошедший паром, убедились, что мест нам действительно не хватило, заняли очередь на следущий паром и пошли по своим делам. До парома осталось еще 3.5 часа и мы с Димой решили сходить в ближайший магазин за пивом, чтобы как-то скрасить часы тягостного ожидания. Ближайший магазин находился, как нам сказали, в соседнем городке километров в 5 от причала. Время у нас было и мы пошли. Часа через полтора мы увидели вдалеке супермаркет, к которому так стремились. И вот у нас начал возникать вопрос – что же делать? Поворачивать назад, чтобы не опоздать на паром, или попытаться успеть купить пива. Пиво победило. Мы решили, что в случае нашего опоздания, уедем вдвоем на каком-нибудь из вечерних паромов.
Купили пива (12 банок ODIN плюс маленький пакетик миндальных орешков за 280 крон, ~40 евро) и очень быстро пошли обратно. По пути пытались несколько раз добыть какую-нибудь попутную машину, но машин не было. Последний километр мы уже бежали. И успели. Саша даже не очень сильно нас ругал. Потом мы загрузились на паром и уже через 3 часа были в Будё.
Завтра хохлы летят самолетом в Тронхейм (~600 километров) и ждут нас там. А мы едем на машине. Поэтому, отъехав недалеко от города, устраиваем праздничный обед. Но еще мы хотим отъехать подальше от города, чтобы как можно ближе подобраться к Тронхейму. Поэтому после обеда прощаемся с хохлами и садимся по машинам. Погода налаживается, выглядывает солнышко. Мы мчимся через великолепные норвежские пейзажи: горы, густые леса, золотистые поля, реки, на реках – бурлящие пороги. Отъехав от Будё километров на 150, мы останавливаемся в лесу на полянке в 20 метрах от реки и ставим лагерь. Ужинаем и ложимся спать.
А ночью шел дождь.
15 июля. День 10
Утро встретило нас пасмурной погодой. Хорошо, что хоть дождик прекратился. Мы завтракаем, быстро собираем лагерь и мчимся в Тронхейм.
Мчались мы и мчались. Целый день мчались. И только к семи вечера были в городе. Сегодня воскресенье, поэтому весь город вымер. Магазины не работают. Жители сидят по домам и смотрят телевизор. На улицах никого. Проездом мы посетили какой-то древний собор в центре города (Archbishop's Palace), который был построен, судя по путеводителю, в 1160 году. Вокруг собора – какое-то кладбище. Походили по этому кладбищу. Самое раннее захоронение, что я смог найти – 1843 год. В городе нам больше делать было нечего. Поэтому мы отъехали километров на 50 от города и встали лагерем на берегу какой-то речки.
16 июля. День 11
За завтраком к нам подошел какой-то местный рыбак и похвастался уловом – огромнейшей форелью. Оказывается, по утрам вместе с приливом форель поднимается из моря в речку, где ее ловят местные. Но для этого нужно было вставать пораньше. Рыбак сказал, что поймал ее часа 4 тому назад.
После завтрака мы помчались в город Кристиансунн, неподалеку от которого у нас была намечена встреча с нашими друзьями. Мчались опять весь день. Проехали две паромные переправы, длинный (5.1 км) подводный тунель и таки доехали до Кристиансунна. В 20 километрах от города мы нашли местечко Rang?y Rorbu, в котором и остановились, ожидая наших друзей. Вскоре подъехали хохлы и начался праздничный ужин, который продолжался весь вечер и большую часть ночи. Я не выдержал столь мощного разгула и ушел спать. А народ еще долго колбасился. Как выяснилось на утро, ночью они ходили на берег залива и наловили полведра крабов (мелких, с ладошку)
17 июля. День 12
После завтрака собираем вещи и едем дальше. Погода мерзкая. Периодически идет дождик. У наших украинских друзей забронирован кемпинг в Алесунде, поэтому мы все вместе едем туда. По пути заезжаем в наш уже ставший любимым супермаркет Rema 1000, где закупаемся безумно дешевыми креветками (18 крон за килограм, ~2.3 евро) – берем целый ящик (10 кг). Хлеб удалось взять вчерашний, за 12.5 крон (1.6 евро). Мы с Димой продолжаем пробовать разные сорта пива (около 25 крон, 3.2 евро, за банку).
Рядом с Алесундом, как вычитал Саша в путеводителе, есть прекрасный дельфинарий, куда мы и устремляемся. Вход 100 крон (~13 евро). Куча всяких морских обитателей. Ничего экзотического, но все равно интересно. В центре стоит огромный аквариум, где дважды в день проходит дайвинг-шоу. Но мы на него опоздали. В общем, несмотря на разнообразно представленную морскую фауну, не стоит это 100 крон.
В Алесунде нашли тот самый кемпинг, который был забронирован заранее хохлами. Мы тоже хотели там снять домик, но свободных мест не было. Пришлось покупать место для палатки (145 крон, 20 евро, на пятерых). Но на улице идет дождик и ставить палатку совершенно не хочется. И тут вдруг очень удачно выяснилось, что если наши друзья немного потеснятся, то мы все спокойно впишемся в один их домик. И не беда, что некоторым придется спать на полу. В любом случае, это лучше, чем в мокрой палатке.
Весь вечер обсуждаем, куда ехать дальше. Часть коллектива хочет ехать в Берген, а другая, более активная, - на сплав и в горы. После пятого стакана находим компромисс: сначала едем на Гейрангер-фьорд, там, возможно, берем экскурсию по фьордам на кораблике, а вечером мчимся в горы. График напряженный, но мы надеемся все успеть.
18 июля. День 13
Сегодня едем на фьорды. Самый знаменитый в Норвегии фьорд - Гейрангер-фьорд. Едем по узкому горному серпантину вниз. Да, это именно то, что я видел на картинках: крутые высокие берега, водопады и в самом низу – узкая полоска моря. Приехав на место, обнаруживаем, что экскурсионный кораблик (100 крон, 13 евро) уже ушел. Но есть паром через весь фьорд до ближайшего городка (Hellesylt), который за 120 крон (16 евро) покатает нас по фьорду в обе стороны.
Едем, любуемся природой. Погода, к сожалению, не то, чтобы дождик, но очень близко к тому. Небо затянуто тучами. Зябко до отвращения. Самые красивые водопады почти скрываются в тумане. Очень жаль. Наверно, в хорошую погоду мы бы получили несравненно большее удовольствие от путешествия. В одну сторону паром идет около часа. Таким образом через три часа мы уже стоим на причале, откуда начинали наше путешествие по фьорду.
Дальше у нас по плану найти и покорить самую высокую точку Скандинавии – гору Галлхепигген (2469 метров). Поэтому сквозь норвежские туманы мчимся в кемпинг Raubergstulen (хрен знает, как это читается), где нас встречают совершенно дикие цены на проживание в домиках – 245 крон с человека (~32 евро). Одесситы снимают себе домик на пятерых, а мы как обычно ютимся в палатках. При этом я умудрился сэкономить, сказав, что в палатках будут жить всего трое, благодаря чему с нас взяли всего 185 крон (24 евро) за троих.
Завтра пятеро из нас идут на восхождение: я, Саша, Витя, Леха и Ростик, - а остальные сторожат лагерь. Подъем в 5 утра. Поэтому после непродолжительной пьянки мы расходимся по койкам.
19 июля. День 14
После раннего завтрака садимся в машину и едем вверх по дороге, к началу нашего маршрута. Проезд по этому участку дороги платный – 85 крон (11 евро) за машину.
Итак, в 6-15 утра начинаем восхождение. Сначала небольшая сыпуха. Потом малюсенький ледник. За ледником довольно крутой взлет по гребню. Предвершинный гребень – градусов 15-20 по натоптанной в снегу тропе. Идем в обычных кроссовках. Ни кошки, ни ледорубы не требуются. До вершины идем около 3.5 часов. На вершине стоит киоск с сувенирами. Но, поскольку, мы пришли слишком рано (около 10 утра), то киоск закрыт. У нас с собой были бутерброды и коньяк, которыми мы и отметили наше восхождение. Несмотря на солнечную погоду на вершине ветренно и довольно холодно. Поэтому мы не задерживаемся и после серии героических фотографий бежим вниз. А на обратном пути мы узнали, какие же мы все-таки молодцы, что пошли на восхождение так рано: навстречу нам валила толпа. Не, не так. Валила ТОЛПА. Это был забег всех национальностей и возрастов. Человек 200 спешило по нашим следам к киоску, одиноко стоящему на самой высокой точке Скандинавии. А внизу нас уже ожидали наши друзья, воссоединившись с которыми мы еще раз отметили наше героическое восхождение. Погода сегодня выдалась просто замечательная – вовсю светит солнце. Мы немного посидели и поехали дальше. А дальше у нас по плану был сплав по реке Шуа.
Едем вдоль реки, пытаемся найти место для стоянки. Нам нужно было место, где можно было бы не только поставить палатки, но и собрать катамараны, чтобы завтра с утра начать сплав. Только Саша единственный знал об этой речке все (ну, или почти все). И мы ему внимали. Оказывается Шуа в верхнем течении совершенно непроходима для катамаранов. Поэтому едем ниже по течению и высматриваем места для стоянки. Вот, наконец, место найдено и мы ставим лагерь.
Только мы успели поставить палатки и начать готовить ужин, как к нам подкатила команда местных каякеров. От которых мы узнали две пренеприятнейшие новости: во-первых, ниже по течению нас ожидает каньон, который проходим только для каяков, а во-вторых, сегодня случилось ЧП с какой-то русской группой туристов как раз в этом самом каньоне. Обрадовав нас таким образом, норвежцы готовятся к сплаву, оставляя нас в тяжелых раздумьях. После долгого и ожесточенного спора мы решаем все-таки собрать катамараны, а завтра снять лагерь и перевезти уже собранные лодки ниже по течению. Приняв такое решение, мы начинаем садимся ужинать. После ужина к нам подходит командир команды норвержцев и говорит, что получил по рации приказ от местной полиции о прекращении всяких сплавов, ибо ниже по течению выловили двоих утопленников из вышеупомянутой русской группы и река теперь закрыта.
Мы шокированы. И решаем завтра заехать в какой-нибудь рафт-центр и все подробно узнать.
20 июля. День 15
Утром завтракаем по-европейски – чашечкой мюсли и кофе. Привязываем собранные катамараны к крышам наших машин и едем искать рафт-центр, который должен быть где-то в низовьях реши Шуа. И как ни странно – нашли. Кроме самого рафт-центра там был еще так называемый “водный стадион”: вдоль берега построены трибуны для зрителей. Там, на берегу, мы встретили ребят из питерского турклуба, у которых и случилось вчера ЧП. У них погибли два человека: парень и девушка, - которые плыли по каньону на рафте. На наше удивление группа не собиралась отказываться от дальнейшего маршрута, а отправив двоих сопровождающих с телами обратно на родину, решили продолжить свое путешествие по Норвегии. Мы слегка в шоке.
Отойдя от шока, мы стали думать, что же делать нам. Погода стоит великолепная. Вовсю светит солнце. На небе ни облачка. Река прекрасна. Просматривается множество порогов V к.с. Но Саша посоветовал нам отказаться от сплава. Во-первых, местным командам МЧС запретило сплавляться. А быть еще одной дурной русской группой, которая несмотря на все предупреждения, лезет в воду, нам не хотелось. Поэтому собираем катамараны и едем дальше.
Дальше у нас по плану Берген. Но до Бергена доехать за сегодняшний день мы никак не успеваем. Зато находим по дороге замечательный кемпинг (Bj?raker Camping), где снимаем уютный четырехместный домик (275 крон, 36 евро). Ребята рядом с рафт-центром набрали кучу каких-то грибов и сегодня у нас на ужин будут жаренные грибы с фасолью. Наверно, будет вкусно. Но пока до ужина еще далеко и мы, сидя на солнышке, балуемся креветками. Их же не нужно варить (ну, вы знаете), ведь они продаются уже вареные (зеленые креветки – сырые, розовые – вареные). Поэтому мы ждем, как только с креветки сойдет лед и сразу едим. Некоторые даже не дожидались, пока креветка растает – грызли со льдом. Купили два ящика (по 5 кг каждый, 18 крон за кг (~2.3 евро)) – поесть хватает всем.
После креветок Стас пошел на ближайшую речку ловить форель. Любая речная ловля в Норвегии стоит денег. Если ловить бесплатно, то можно нарваться на штраф. Лицензия на массовый отлов форели стоила Стасу 50 крон (6.5 евро). Но, к сожалению, рыба не клевала и Стас вернулся без улова.
А на ужин была фасоль с грибами и мы наелись до отвала.
21 июля. День 16
Утро нас встретило солнечной погодой. Мчимся в Берген – второй по величине город Норвегии. Берген, как сказал нам Саша, славится своим рыбным базаром. У нас в планах попробовать там какой-нибудь экзотики. Ну или просто поесть какую-нибудь вкусную рыбку. В самом Бергене мы не планировали жить, рядом с городом одесситы сняли какой-то кемпинг и мы все дружно едем на поиски этого самого кемпинга. По пути нам встретилось два своеобразных рекорда: во-первых, мы проехали через тоннель, который был длиной 24.5 километра, а во-вторых, за 1 час 10 минут мы прошмыгнули в 31 тоннель. Воистину, Норвегия – страна тоннелей.
Немного поплутав, мы нашли этот кемпинг, где выяснилось, что одесситы уже забронировали там два домика по 900 крон за домик (~120 евро). Но для нас дороговато. Максимально мы были готовы потратить не более 500 крон на пятерых (65 евро). Мы вообще планировали большей частью жить в палатках и эти дополнительные расходы на комфортное проживание слегка облегчают наши карманы. Но Юра (главный от хохлов, владелец большого бизнеса в Одессе), сказал, что оплатит нам разницу в желаемом и действительном. Немного поотнекиваясь, мы согласились. Тем более, что альтернативы не было (палатки там ставить было негде).
Кинули вещи в домики и поехали в Берген. Заехали на рыбный базар. Много свежей рыбы, крабов, креветок, мидий и прочей живности. Но цены ужасные. За килограмм креветок просят от 40 до 100 крон (5-15 евро). И это при том, что мы покупаем в REMA 100 (да, это реклама) эти же креветки по 18 крон (2.3 евро). Жутко расстроившись, мы купили по тухлому бутербродику с красной рыбкой за 50 крон (6.5 евро). Потом побродили по городу. Красиво. Потом зашли в ирландский паб и выпили красного ирладского пива (80 крон, 10 евро, за 0.6). Жизнь начала потихоньку налаживаться. Потом зашли в супермаркет, где купили еще пива (и хлеба на ужин) и поехали в кемпинг.
Как-то так получилось, что мы на рынке разделились с одесситами и поэтому приехали в кемпинг раздельно. Одесситы умудрились на этом рыбном рынке купить каких-то семужьих голов по 5 крон за штуку (0.65 евро) и теперь у нас на ужин собирается быть настоящая рыбная уха.
22 июля. День 17
Сегодня едем весь день. Нам нужно добраться до Осло. А до него 400 километров. Всю дорогу играли в преферанс. К сожалению, мы не догадались днем купить хлеба и пива. А под вечер все магазины оказались уже закрыты (сегодня воскресенье). Потом я проиграл два мизера. А потом в каком-то дурацком споре проспорил Стасу банку норвежского пива. Поэтому совершенно неудивительно, что под вечер погода испортилась и всю ночь шел непрекращающийся ни на минуту дождь.
23 июля. День 18
Утром позавтракали и поехали в Осло, неподалеку от которого мы и разбили лагерь. Сначала пошли в какой-то музей. Посмотрели на множество скульптур, изображающих людей в различные моменты их жизни. Довольно любопытно. Потом попрощались с одесситами (они улетали на следующее утро обратно на родину и им нужно было ехать в гостиницу, собирать вещи и все такое прочее). Потом пошли в музей Кон-Тики. Очень жалко, что тогда я еще не читал Хейердала, поэтому все эти Ра, бальсовые бревна и прочие уникальные хреновины не произвели на меня должного впечатления. А зря.
После музея мы разделились на две группы. Мы с Димой пошли бесцельно шляться по городу, а Стас и Леха, ведомые Сашей – планомерно осматривать местные достопримечательности. Заблудились мы с Димой достаточно быстро. Не прошло и часу нашего шатания по городу. Хорошо, что я сфотографировал примечательное здание, рядом с которым мы бросили машину. Довольно быстро мы отыскали смышленого мужика, который по фотке на фотоаппарате ткнул нам рукой в нужном направлении. Чтобы больше не блуждать, мы решили спокойно посидеть в ближайшем пабе и продегустировать местные напитки. Пиво дорогое – 60 крон за кружечку (почти 8 евро). Зато вкусное.
После пива мы неторопясь пошли к машине, ибо по времени мы должны были встретиться с нашими друзьями, чтобы ехать дальше. Но на стоянке нас ждал неприятный сюрприз в виде штрафа (аккуратно подсунутого под дворники). Оказывается, бесплатное время стоянки ограничено 2 часами. А за бОльшее время нужно платить. Рядом, конечно, стояли эти парковочные автоматы, но как ими пользоваться никто из нас не знал. Да и не думали мы, что прошатаемся по городу больше двух часов. В общем, влипили нам штраф. 300 крон (40 евро). Расстроенные мы заехали в супермаркет, где купили креветок на ужин, пива и хлеба. Там же выяснили у местных, что штрафы платят на почте либо в банке. Близлежащая почта оказалась закрытой. Придется завтра искать где и как нам оплатить штраф. Можно, конечно, и не платить, но в этом случае Стаса (как хозяина машины) могут больше не выпустить в евросоюз. А он этого сильно не хотел.
В этот раз найти место для стоянки оказалось не так просто. Все, что нам нравилось, было либо частной собственностью, либо заняты какими-то колхозными полями. Но, немного постаравшись, мы нашли небольшое местечко у какого-то озера.
Ужинаем креветками и гречневой кашей с тушенкой. Креветки уже надоели, но они здесь слишком дешевы. Нужно наедаться, пока есть такая возможность.
Ночью опять был дождь.
24 июля. День 19
Сегодня мы весь день едем по дороге в Стокгольм. Утром погода вроде бы начала налаживаться, но после обеда снова начал накрапывать дождик.
Сначала, пока мы еще были в Норвегии, мы заехали в первый же попавшийся банк, где оплатили вчерашний штраф. Как только вьехали в Швецию, первым делом в первом же городке пошли в супермаркет смотреть на цены. Пиво 10 шведских крон (1 евро). Но пиво странное, либо 3.5 градуса, либо 2.8. И ничего крепче. Купили баночку шведского пива и 4 банки чешского (30 крон за все, 3 евро). Креветки здесь жутко дорогие. Маленькие по 250 крон (25 евро), большие (не, реально большие, сантиметров по 30, я первый раз в жизни таких видел) – по 400 крон (40 евро). Значит, будем обходиться без креветок. Хорошо, что мы их наелись до отвала пока были в Норвегии.
Судя по карте, разбить лагерь нам будет негде. Всюду частная собственность. Решили остановиться в кемпинге, в 50 километрах от Стокгольма. В кемпинге с нас сразу стали требовать кемпинговую карту. Хорошо, что у меня такая с собой была. А если бы не было? С нас взяли за кемпинг (две палатки + 5 человек + машина) 170 крон (17 евро). Но еще с нас потребовали 125 крон (12.5 евро), чтобы активировать кемпинговую карту (ибо нигде с нас эту карту не требовали и, естественно, мы ее нигде не использовали).
Кемпинг красивый, расположен на берегу небольшого озера. Но народу – как сельдей в бочке. С трудом нашли себе место, где поставить палатку.
25 июля. День 20
Сегодня нам надо добраться до Стокгольма. Но по пути мы решили заехать в городок Уппсала. Саша вычитал в путеводителе, что это город студентов и кафедральных соборов. Заехали. Саша пошел фотографировать соборы, а мне нужно было поменять наши общественные евро и норвежские кроны на шведскую валюту. Нашел какой-то банк, но мне сказали, что валюту так просто у них не меняют, нужно идти в специализированный обменник, который называется Forex (как ни странно). Обменник этот я нашел, где мне и поменяли по не очень выгодному курсу наши остатки норвежских крон и немножко евро на шведские кроны. Потом вернулся с фотосессии Саша и мы двинулись в Стокгольм.
Только с третьей попытки нам удалось въехать в город. Стокгольм раза в два больше, чем Осло и мы изрядно поблуждали, пока нашли верный маршрут. У Саши был на примете какой-то кемпинг на острове прямо посреди города. С четвертой попытки мы смогли въехать в нужный поворот и добрались до этого кемпинга. Но выяснилось, что мест нет. Точнее, мест нет для палаток. Здесь можно только на этих больших машинах с домиками (караваны). Теперь у нас, по словам Саши, оставалось два варианта: либо попробовать заселиться в каком-то кемпинге в центре города, либо выехать куда-нибудь в пригород. Решили остаться в городе. Все равно мы планировали погулять по Стокгольму, а ездить в город каждый раз на машине – замучаешься.
Кемпинг в центре города, о котором говорил Саша, оказался бывшим стадионом, который отдали под кемпинг. Мы встали на краю этого громадного безумия (да, народу было достаточно много). За четверых человек (Димку мы всегда на ночь прятали в машине, чтобы он не занимал место в палатке) плюс две палатки плюс машина с нас взяли 320 крон (32 евро). Мы поставили лагерь, пообедали и пошли гулять по городу.
Мне с самого начала хотелось покататься в шведском метро. Дима меня полностью поддерживал, а остальной народ находился в глубоком сомнении. Им хотелось идти пешком. Мы дошли до ближайшей станции метро, спустились вниз, но касса была закрыта. У какого-то прохожего мы узнали, что, возможно, билеты на метро мы сможем купить в ближайшем супермаркете 7eleven. Вы вышли на улицу, но никакого супермаркета вблизи не оказалось. Тогда мы решили дойти до следующей станции метро и попробовать купить билеты там. К счастью, на следующей станции касса работала. Служащий объяснил мне, что билет стоит 40 крон (4 евро) и действует в течение часа (потом, правда, мы узнали, что 40 крон – это за билет, который действует на все три зоны метро, а нам нужна была только первая зона. Если бы этот факт мы знали бы заранее, то смогли бы сэкономить 20 крон). Можно купить на пятерых групповой билет за 160 крон (16 евро). Есть билет, который действует в течение суток (24 часа), но стоит уже 90 крон (9 евро) на человека. Нам же нужно было проехать всего три остановки, поэтому мы решили взять самые простые билеты по 40 крон (как я уже писал выше, можно было бы сэкономить, если мы разбирались в этих зонах). Точнее, билеты взяли только мы с Димой. Остальной народ решил гулять по городу самостоятельно, идя пешком.
Итак, мы с Димой купили билеты и пошли вниз. Метро очень чистенькое, блестящее. Но ничего такого примечательного. Никаких наскальных фресок, как в московском метро, мы тут не обнаружили. Сели на поезд и проехали три остановки до так называемого “Старого города” (станция Gamla Stan). Побродили по Старому городу. Очень красиво. Узкие улочки, куча магазинчиков, пивнушек и ресторанов. Накупив кучу ненужных сувениров и вдоволь нагулявшись по улочкам старого города, мы решили приземлиться в какой-нибудь пивной и по достоинству оценить прелесть этого места. Сделав еще круг (Старый город очень небольшое скопление улиц, за час можно обойти его вдоль и поперек), мы наткнулись на замечательную пивнушку, где предлагали на выбор сортов 40 местного разливного пива. Местечко называлось Glenfiddich Warehouse. Бармен посоветовал нам взять на пробу ?l? Ale (63 кроны за кружку). Очень вкусное. Никогда раньше я такого пива не пробовал. Оно еле-еле сладкое, но очень сильное послевкусие пивной горечи. Потом мы попробовали темного пива. Тоже вкусное, хотя темное я не люблю. В общем, мы сидели за столиком у огромного (во всю стену) окошка с видом на оживленную улочку, пили пиво и щурились от солнца. Проходящие мимо туристы фотографировали нас как какую-то местную достопримечательность. Поскольку пиво там у них достаточно дорогое, мы сидели и потягивали его очень неторопясь, разговаривая за жизнь. А еще в этом баре оказался очень интересный туалет: две двери, ни одной надписи, но на одной двери нарисован олень с рогами, а на другой – олень без рогов, - вот и разберись в какую дверь идти.
Мы еще немножко посидели и еще посидели, а потом у нас стали заканчиваться деньги и мы пошли в наш кемпинг пешком. Через час мы уже были в лагере.
26 июля. День 21
На сегодня у нас в планах посещение музея Васа и отчаливание на пароме в Турку (Финляндия) (5 человек плюс машина – 400 евро). Мы собрали лагерь и на машине поехали на причал, чтобы выяснить, откуда отходит наш вечерний паром, да и вообще – осмотреться на местности. Доехали, все выяснили. Паром отходит вечером, время у нас еще много. Бросили машину на причале (только сначала выяснили у местных полицейских, можно ли так делать – ибо мы уже научены горьким опытом бросания машины в Осло), сели на кораблик и поплыли на соседний остров, где и располагался этот самый музей Васа.
Доплыли. В музей очередь. Пришлось стоять около часа, чтобы попасть в музей. Но, наконец, мы дождались своей очереди и тщательно осмотрели знаменитый корабль. Я, естественно, никаких исторических книжек на соответствующую тему не читал, английский знаю недостаточно хорошо, чтобы слушать экскурсии, поэтому особого впечатления этот корабль на меня не произвел. Хотя, наверно, зря.
После музея у Саши было запланировано посещение этнографического музея. Но мы с Димой сказали, что устали от музеев и хотим пива. Немного покритиковав наше нежалание прикоснуться к истории, Саша отпустил нас и мы поехали с Димой в город. В городе, как ни странно, в течение почти часа мы не могли найти место, где бы нам хотелось бы посидеть и поговорить о жизни. Тогда мы решили более не испытывать судьбу и пойти в наш уже ставший любимым ресторанчик Glenfiddich Warehouse. Мы приехали в Старый город и пошли искать нашу любимую пивнушку. Нашли. Вчерашнего бармена на рабочем месте не оказалось. Работал кто-то другой. Я мучительно пытался объяснить новому бармену, что именно мы вчера пили (название пива я, конечно же, не записал). Но пока я объяснял, появился наш вчерашний бармен и объяснил новенькому, что мы хотим.
Наше место у окна было занято и мы сели чуть в глубине. Минут через двадцать я чисто случайно заметил в открытых дверях бегающих по улице Сашу, Стаса и Леху. Я выбежал наружу и окликнул их. Оказывается, они уже давно бегают, ищут место, где можно было бы посидеть и попить чего-нибудь холодненького. Хорошо, что я их вовремя заметил и спас от жажды, пригласив присоединиться к нашему с Димой пивопитию.
А еще через некоторое время я заметил, что наши с Димой общие деньги подходят к концу (у Димы закончились деньги и его карточки нигде не принимали, поэтому я делился с ним последним). Пересчитав медяки, мы оказались обладателями 102 крон. А кружка пива стоит 63. Надо было спасать положение. Я подошел к бармену и сказал, что во-первых, нам очень нравится эта страна, во-вторых, очень нравится их бар и особенно вот это вкусное пиво, которое мы пьем уже второй день. Но, к сожалению, мы бедные русские студенты и у нас совсем не осталось денежек. Точнее, осталось, но только 102 кроны. Бармен внял моей мольбе и налил нам две полные кружки.
Но все хорошее имеет свойство заканчиваться. Вот и наши посиделки подошли к своему завершению. Мы допили пиво и побрели на причал, где мы должны были вскоре погрузиться на паром до Турку.
Мы удачно заехали на паром и сразу же пошли искать наши места. Паром был громадным. Девять уровней. На втором уровне были наши каюты, которые мы нашли, но не сразу. Судя по билетам, нам выдали каждому (!) по четырехместному номеру (размером с обычное купе в поездах). Очень надеюсь, что к нам никого не подселят. После столь удачного заселения у нас возник вопрос, а будут ли нас тут кормить. Я предположил, что за 100 евро с человека должен быть хоть какой-то ужин или завтрак. И мы пошли по парому, разыскивая наш ужин. Ниже нашего уровня не было ничего (мы жили как рабы на галерах на самом низу, даже парковка машин была выше уровнем). Но весь паром представлял из себя целый плавучий город. На любой этаж можно подняться на лифте. На 9 этаже находилась смотровая площадка. На 6 этаже – супермаркет. Есть комната отдыха для детей, ресторан, сауна. Мы облазили все и выяснили, что кормить нас никто не собирается. В цену билета никакая кормежка не входила. Мы закупились в супермаркете какими-то продуктами и пошли в номера. Поужинали и легли спать.
27 июля. День 22
Утром нас разбудил крик какой-то сумасшедшей старухи, которая открывала все номера и кричала: “Momento Kumaretto”. Несмотря на незнакомые слова, мы сразу догадались, что наш паром прибывает на место назначения. Мы проснулись и пошли наверх, посмотреть на прибытие. Наверху выяснилось, что ночью паром причаливался куда-то и набрал кучу народу. Эта куча народу не только расселилась по номерам, но и удобно разместилась прямо на полу. Какая-то толпа подростков судя по огромному количеству мусора вокруг них, всю ночь пили пиво и закусывали. Прямо как у нас в России. У меня даже сердце защемило от ностальгии. Странно было только то, что никто из обслуживающего персонала не делал им замечания. Да и честно говоря, никакого обслуживающего персонала мы так и не встретили. Поэтому я спер из номера отличнейшее белоснежное махровое полотенце.
Приблизительно в 7:15 утра мы высадились в Турку и поехали в сторону России. Сегодня мы планировали заночевать где-нибудь поближе к границе в каком-нибудь кемпинге, но обязательно с сауной.
Мы проехали несколько мелких городков, в одном из которых закупились продуктами на вечер. У Саши был на примете кемпинг неподалеку от границы, где он и планировал остановиться на ночлег. Мы немножко поплутали по стране, пытаясь отыскать этот кемпинг. Там у них в Финляндии куча дорог и совершенно никаких указателей. Но, наконец, мы нашли то, что искали. Хозяином кемпинга оказался старичок, абсолютно не говоривший по-английски. Пришлось мне ему объяснять на пальцах, чего именно мы хотим. Также, пальцами, он показал нам, что место под палатку стоит 10 евро, сауна – 7 евро в час. После чего, старичок познакомил нас с русскоговорящей парой: мужу где-то под 70 лет, жене около 50 лет. Она – русский подполковник милиции из Тюменской области. Он – фин, очень востребованный на родине технолог каких-то там технологий. Рассказал нам, что увлекается коллекционированием старых машин, которые покупает и сам реставрирует. А еще он рассказал нам (он очень хорошо говорил по-русски), что эти места с 1904 по 1914 года постоянно навещал Николай II. Здесь же была (и сохранилась) царская конюшня. А бабушка владельца этого кемпинга была в услужении у царя. В общем, сплошная история вокруг.
Потом мы поужинали, попарились в сауне. На удивление сауна оказалась не финской, а чисто русской: стоит каменка, ковшичек, на каменку можно плескать водой (а можно и пивом). К сожалению, не было только веников. В общем, вечер прошел в почти русской обстановке.
28 июля. День 23
Утром мы вскочили пораньше и помчались на границу, в надежде успеть до часа пик. На границе нас, как и следовало ожидать, спокойно и без вопросов пропустили фины и немножко помурыжили русские. По дороге в Питер мы подобрали четырех русских девочек (которых заприметили еще на финской границе). У них сломалась машина и они жутко опаздывали на поезд. Мы согласились им помочь и довезти до города. Девчонки рассказали нам, что занимаются водным поло на каяках. Честно говоря, мне показался странным этот вид спорта. Хотя, конечно, каждому – свое.
Около часу дня мы были уже в Питере, где нам пришлось разделиться. У нас с Димой в 17:20 был поезд в Карелию (р.Винча плюс оз.Кукас). Но это уже совсем другая история.